ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА по обществознанию в 7 (9) класс

 09.10.2020г

Учитель: Жакалаева Ш.М.

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА

по обществознанию в 7 (9)  класс

ТЕМА.  Нормы и отрасли  права.

Аннотация

        Данный урок изучается в разделе «Человек и его права»

       Урок помогает обучающимся  понять сущность права, ее значимость в жизни каждого человека. Материал на уроке дается с презентационным сопровождением. На уроке используются разные приемы активизации деятельности учеников: самостоятельное заполнение таблицы, работа с документами, с презентацией.

 

      Презентация "Право, его сущность и особенности" помогает донести до учеников значимость права в их жизни, а также взаимоотношений с обществом и государством, рассказывает, что такое социальные нормы и почему их важно соблюдать. В конце даны задания в форме ОГЭ для закрепления материала.

 

Цель урока:

разъяснить учащимся сущ­ность понятий «право» и «социальные нор­мы»; показать важность права в жизни об­щества.

Задачи:
а) образовательные:
- объяснить учащимся, что такое право, признаки и функции права;
б) развивающие:

- продолжить развитие умений объяснять понятия, выполнять тестовые задания, анализировать, высказывать собственное мнение, делать выводы, умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и жизненных ситуациях  с юридической точки зрения.

в) воспитательные:
- содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг друга;
- воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;

 

Основные понятия: социальные нормы, правовые нормы, право.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: работа с документом, проблемно-поисковый, словесный, наглядный.

Оборудование и наглядность: презентация

 

План урока.

1.  Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

    А) Право. Его признаки и функции.

    Б) Структура права.

3.Закрепление изученного материала.

     4. Итоги урока. Рефлексия. Оценка работы учащихся на уроке.

     5. Домашнее задание.

 

 

1. Организационный момент.

-приветствие

- проверка присутствующих учеников на уроке.

 

     2.Изучение нового материала

Вы об­ращали внимание утром, как двигаются по­токи людей? Ученики направляются в шко­лу, родители ведут малышей в детский сад, рабочие и служащие садятся в автобусы, чтобы вовремя прибыть на работу и при­ступить к трудовым обязанностям. Но представьте: подойдя к школе, ученики обнаружили ее закрытой, жители отдален­ного района бесцельно толпятся на оста­новке - авария на транспорте. Это только некоторые элементы хаоса, который возни­кает, когда нарушается сложившийся поря­док жизни общества.

Вопросы к классу:

Что же определяет этот порядок?

Что соблюдают ученики в школе, чтобы был порядок?

Чтобы дети не сталкивались друг с другом в коридорах, как не сталкива­ются на улице машины?

Что соблюдают во­дители и пешеходы? (Ответ - правила пове­дения, правила дорожного движения.)

 

Мы соблюдаем правила. По-другому, правила поведения людей в обществе назы­ваются социальными нормами. Нарисуйте в тетради схему в виде цветка, ромашки. Сделайте надпись в сердцевине нашего цветка: «со­циальные нормы = правила поведения». Добавьте 8 лепестков. По мере обсуждения, глядя на слайд, стр. 71 учебника, вы заполняйте их (схема – на слайде 1).

В повседневной жизни вы встречаетесь с различными нормами. Например, вы зна­ете, как вести себя по отношению к взрос­лым и пожилым людям - это моральные нормы; знаете правила поведения за сто­лом — это правила этикета. И таких норм, или правил поведения людей в обществе много: экономические, политические, эстетические, религиозные нормы, традиции, обычаи (постепенно заполняются ле­пестки ромашки, стр. 71учебника).

Задание: ребятам предлагается придумать любые жизненные ситуации, которые бы регулировались конкретными социальными нормами.

Учитель: Чем же социальные нормы отличаются друг от друга?

1) они регулируют разные отношения (например, религиозные или семейные нормы);

    2) они адресованы разным людям (на­пример, религиозные нормы адресованы верующим, а семейные - членам семей);

    3) они по-разному создаются и доводят­ся до сведения тех, кому адресованы (на­пример, религиозные нормы записаны в Библии, Коране или других священных книгах, а семейные нормы - это неписаные правила, решения членов семьи);

   4) их можно по-разному заставить ис­полнять (например, религиозные нормы верующие исполняют добровольно или под страхом Божьего наказания, а в семье родители могут наказать ребенка, не пустив гулять или лишив денег на карманные рас­ходы).

Итак, мы научились видеть действие со­циальных норм в обществе. Значит, один результат нами достигнут.

Вопросы классу:

1.Видите ли вы здесь социальную норму, которая отличается от других?

(ответ: правовые нормы)

2.Чем отличаются правовые нормы от других социальных норм?

(эти признаки ребята выделяют сами, при необходимости можно задать дополнительные вопросы).

Учитель: Итак, тема урока: «Право, его сущность и особенности». Запись в тетрадях. (Слайд 2)

Цель сегодняшнего урока состоит в изучении сущности права, его признаков и функций.

Сегодня вы сможете:

- понять особенности правовых норм и сущность права;

- уметь отличать правовые нормы от иных социальных норм.

- познакомится со структурой права;

 

А) Право. Его признаки и функции

Учитель: Право – сложное социальное явление. Разобраться в том, что оно собой представляет, не так-то просто. На протяжении многих веков право понимали по-разному и  использовали  в нескольких смысловых значениях.

Дать определение понятию права:

Учащимся предлагается проработать определение, данное в учебнике, стр.73 (слайд 3)

Право – это система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах.

 

Вот какое определение праву дает «Большой юридический словарь»

Право – это система общеобязательных социальных норм, установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения, либо вытекающих из самой природы, человеческого разума.

 

Учебник по праву: право – система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность.

 

Значений понятия права очень много, но смысл определения всегда будет один и тот же.

Запись определения в тетрадь.

Проанализировать определение и ответить на вопрос учителя

Вопрос  классу:  чем правовые нормы отличаются от всех других? (эти признаки ребята выделяют сами, при необходимости можно задать дополнительные вопросы). Запись в тетрадь (слайд 4)

Ответ: Первое отличие правовой нормы - в том, что ее устанавливает государство (парламент, сейм, дума, президент и т. д.). Во-вторых, она адресована всем членам об­щества (т. е. это обязательное для всех пра­вило поведения). В-третьих, правовая нор­ма охраняется и защищается государством (т. е. выполнить ее может заставить госу­дарство, его специальные правоохрани­тельные органы - милиция, прокуратура, суд). В-четвертых, правовая норма специ­ально оформлена, т. е. имеет письменную форму и содержится в законах, указах. За­писанное правило, принятое государством и обязательное для исполнения, предусмат­ривает ответственность. В случае его нару­шения обязательно последует наказание: или штраф, или возмещение ущерба, или лишение свободы, или другая ответствен­ность.

Ребятам предлагаются задания:

1)   Спрогнозируйте жизнь в обществе, в котором право не вме­шивается в различные сферы общественных отношений.

2)   Спрогнозируйте жизнь общества, где право регулирует каждый шаг, поступок человека.

3)   Как договориться людям о правилах поведения, если один из них жадный и не уступает ни в чем другому, а другой вредный и пытается унизить первого? Что делать, если один слишком на­ивный и доверчивый, а другой хитрый и ловкий?

Как может помочь право?

( ученики самостоятельно выясняют, что право упорядо­чивает нашу жизнь, является стабилизирующим фактором в об­ществе. Оно предотвращает произвол, но в то же время оказыва­ет помощь).

Учитель: Основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права, называются функциями права.

Чтобы выяснить, какие функции выполняет право, предлагаю вам проанализировать текст и выделить основные функции права.

 

Задание. Каждой группе ребят предлагается проанализировать текст (приложение 1) Ответить на вопрос: Какие функции права называет автор? (слайд 5)

 

Б) Структура права

Учитель: Право каждой страны, будучи единым по своему содержанию, характеризуется внутренней расчлененностью на относительно автономные и в то же время связанные между собой части.

Говоря о структуре права, обычно выделяют нормы права, институты права, отрасли права (слайд 6)

 

3.Закрепление изученного материала.

Учитель: Что такое право?

 Какими признаками вы наделите право? Для этого закончите предложения. Работа со слайдами.

Задание 1.

1. Право выражено в …………(нормативно-правовых актах) Правило, записанное в любом законе, и есть право.

2. Право принимается………(государственными органами, уполномоченными лицами в особом порядке в процессе  правотворческой деятельности)

3. За нарушение права всегда наступает…….(юридическая ответственность)

4. Право регулирует только конкретные………..(поступки людей и не вмешивается в мир их чувств и идей)

5. Право не……(вечно). Оно создается………. (людьми и может ими же быть изменено, но действует оно одинаково для всех).

Задание 2.

Найдите черты сходства и отличия правовых норм и обычаев:

1.Являются разновидностью социальных норм;

2.Носят общеобязательный характер;

3.Регулируют поведение людей в обществе;

4.Принимаются специальными государственными органами;

5.Существуют в первобытном обществе.

Ответ: сходство 13  отличие 245

Задание 3.

Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «социальные нормы»

Ò  Обычай, право, мораль, религия, отклоняющееся поведение.

Ò  Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда

 

Задание 4.

Установите соответствие между  конкретными примерами и видами социальных норм.

 

ПРИМЕРЫ

А) Старшеклассники помогли ученику первого класса найти потерянные вещи.

Б) Ежегодно в школе проходит театральный фестиваль.

В) Несовершеннолетний К. устроился на работу в каникулы, чтобы помочь родителям собрать деньги на лечение сестры.

 

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

1) нормы морали

2) традиции

 

 

4. Итоги урока. Рефлексия. Оценка работы учащихся на уроке.

Учитель: О чем вы узнали сегодня на уроке?

 О праве  можно сказать и в стихотворной форме:

Жизнь человека есть движенье,

Но жизнь без правил - хаос, суета.

Как светофор руководит движеньем,

Так право регулирует дела.

5. Домашнее задание.

Пересказать параграф 9 учебника и выучить новые понятия

Выполнить практикум № 1 страница 82 учебника.

 (слайд 11)

     Урок окончен, пополняйте свои знания.
     Спасибо всем и до свидания.

 Приложение

Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву

принадлежит ведущая роль. Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. Право как социальный институт — это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое выражение в системе общеобязательных  социальных  норм,  установленных  или  санкционированных  государством, регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных

органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой....

Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его

первостепенную роль в охране общественной жизни, где объектами и одновременно субъектами  выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации. С тех пор, как возникла политическая организация общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Данное положение объективноотражает место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы признавать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и цивилизованности. ...

(Тадевосян Э. В. Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гуманитарные знания. — 2000,

 

 

Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву

принадлежит ведущая роль. Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. Право как социальный институт —это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое выражение в системе общеобязательных  социальных  норм,  установленных  или  санкционированных  государством, регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных

органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой....

Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его

первостепенную роль в охране общественной жизни, где объектами и одновременно субъектами  выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации. С тех пор, как возникла политическая организация общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Данное положение объективноотражает место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы признавать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и цивилизованности. ...

(Тадевосян Э. В.Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гуманитарные знания. — 2000,

 

 



Комментарии