ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА по обществознанию в 7 (9) класс
09.10.2020г
Учитель: Жакалаева
Ш.М.
ПЛАН- КОНСПЕКТ
УРОКА
по обществознанию
в 7 (9) класс
ТЕМА. Нормы и отрасли права.
Аннотация
Данный
урок изучается в разделе «Человек и его права»
Урок помогает обучающимся понять сущность права, ее значимость в жизни
каждого человека. Материал на уроке дается с презентационным сопровождением. На
уроке используются разные приемы активизации деятельности учеников:
самостоятельное заполнение таблицы, работа с документами, с презентацией.
Презентация "Право, его сущность и
особенности" помогает донести до учеников значимость права в их жизни, а
также взаимоотношений с обществом и государством, рассказывает, что такое
социальные нормы и почему их важно соблюдать. В конце даны задания в форме ОГЭ
для закрепления материала.
Цель урока:
разъяснить учащимся сущность понятий «право» и
«социальные нормы»; показать важность права в жизни общества.
Задачи:
а) образовательные:
- объяснить учащимся, что такое право, признаки и функции права;
б) развивающие:
- продолжить развитие умений объяснять понятия,
выполнять тестовые задания, анализировать, высказывать собственное мнение,
делать выводы, умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и
жизненных ситуациях с юридической точки
зрения.
в) воспитательные:
- содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг
друга;
- воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности,
стремление к получению знаний;
Основные понятия: социальные нормы, правовые нормы, право.
Тип
урока: изучение нового материала.
Методы:
работа с документом, проблемно-поисковый, словесный, наглядный.
Оборудование
и наглядность: презентация
План урока.
1. Организационный
момент.
2.Изучение нового материала.
А) Право. Его признаки и функции.
Б) Структура права.
3.Закрепление изученного
материала.
4. Итоги урока.
Рефлексия. Оценка работы учащихся на уроке.
5. Домашнее
задание.
1. Организационный момент.
-приветствие
- проверка присутствующих учеников на уроке.
2.Изучение нового материала
Вы обращали внимание утром, как двигаются потоки
людей? Ученики направляются в школу, родители ведут малышей в детский сад,
рабочие и служащие садятся в автобусы, чтобы вовремя прибыть на работу и приступить
к трудовым обязанностям. Но представьте: подойдя к школе, ученики обнаружили ее
закрытой, жители отдаленного района бесцельно толпятся на остановке - авария
на транспорте. Это только некоторые элементы хаоса, который возникает, когда
нарушается сложившийся порядок жизни общества.
Вопросы к
классу:
Что же
определяет этот порядок?
Что соблюдают
ученики в школе, чтобы был порядок?
Чтобы дети не
сталкивались друг с другом в коридорах, как не сталкиваются на улице машины?
Что соблюдают водители
и пешеходы? (Ответ - правила поведения, правила дорожного движения.)
Мы соблюдаем
правила. По-другому, правила поведения людей в обществе называются социальными
нормами. Нарисуйте в тетради схему в виде цветка, ромашки. Сделайте надпись в
сердцевине нашего цветка: «социальные нормы = правила поведения». Добавьте 8
лепестков. По мере обсуждения, глядя на слайд, стр. 71 учебника, вы заполняйте
их (схема – на слайде 1).
В повседневной жизни вы
встречаетесь с различными нормами. Например, вы знаете, как вести себя по
отношению к взрослым и пожилым людям - это моральные нормы; знаете
правила поведения за столом — это правила этикета. И таких норм, или
правил поведения людей в обществе много: экономические, политические,
эстетические, религиозные нормы, традиции, обычаи (постепенно заполняются лепестки
ромашки, стр. 71учебника).
Задание:
ребятам предлагается придумать любые жизненные ситуации, которые бы
регулировались конкретными социальными нормами.
Учитель:
Чем же социальные нормы отличаются друг от друга?
1) они регулируют разные отношения
(например, религиозные или семейные нормы);
2) они адресованы разным людям (например, религиозные нормы адресованы
верующим, а семейные - членам семей);
3) они по-разному создаются и доводятся до сведения тех, кому
адресованы (например, религиозные нормы записаны в Библии, Коране или других
священных книгах, а семейные нормы - это неписаные правила, решения членов
семьи);
4) их можно по-разному заставить исполнять (например, религиозные нормы
верующие исполняют добровольно или под страхом Божьего наказания, а в семье
родители могут наказать ребенка, не пустив гулять или лишив денег на карманные
расходы).
Итак, мы научились видеть действие
социальных норм в обществе. Значит, один результат нами достигнут.
Вопросы
классу:
1.Видите ли вы здесь социальную норму,
которая отличается от других?
(ответ: правовые нормы)
2.Чем отличаются правовые нормы от других
социальных норм?
(эти признаки ребята выделяют сами, при необходимости
можно задать дополнительные вопросы).
Учитель:
Итак, тема урока: «Право,
его сущность и особенности». Запись в тетрадях. (Слайд 2)
Цель
сегодняшнего урока состоит в изучении сущности права, его признаков и функций.
Сегодня
вы сможете:
- понять особенности правовых норм
и сущность права;
- уметь отличать правовые нормы от иных
социальных норм.
- познакомится со структурой права;
А) Право. Его признаки и функции
Учитель:
Право – сложное социальное явление. Разобраться в том, что оно собой
представляет, не так-то просто. На протяжении многих веков право понимали
по-разному и использовали в нескольких смысловых значениях.
Дать
определение понятию права:
Учащимся
предлагается проработать определение, данное в учебнике, стр.73 (слайд 3)
Право – это система обязательных правил
поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах.
Вот какое
определение праву дает «Большой юридический словарь»
Право – это система общеобязательных социальных норм,
установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения, либо
вытекающих из самой природы, человеческого разума.
Учебник по
праву: право – система общеобязательных правил
поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы
государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую
ответственность.
Значений понятия права очень много, но смысл
определения всегда будет один и тот же.
Запись
определения в тетрадь.
Проанализировать
определение и ответить на вопрос учителя
Вопрос классу: чем правовые нормы отличаются от всех других?
(эти признаки ребята выделяют сами, при необходимости можно задать
дополнительные вопросы). Запись в тетрадь (слайд
4)
Ответ: Первое отличие
правовой нормы - в том, что ее устанавливает
государство (парламент, сейм, дума, президент и т. д.). Во-вторых, она адресована всем членам общества
(т. е. это обязательное для всех правило поведения). В-третьих, правовая норма охраняется и защищается государством (т. е. выполнить ее может
заставить государство, его специальные правоохранительные органы - милиция,
прокуратура, суд). В-четвертых, правовая
норма специально оформлена, т. е. имеет письменную форму и содержится в
законах, указах. Записанное правило, принятое государством и обязательное для
исполнения, предусматривает ответственность. В случае его нарушения
обязательно последует наказание: или штраф, или возмещение ущерба, или лишение
свободы, или другая ответственность.
Ребятам
предлагаются задания:
1) Спрогнозируйте жизнь в обществе, в котором право
не вмешивается в различные сферы
общественных отношений.
2) Спрогнозируйте жизнь общества, где право
регулирует каждый шаг, поступок человека.
3) Как договориться людям о правилах поведения, если
один из них жадный и не уступает ни
в чем другому, а другой вредный и
пытается унизить первого? Что делать, если один слишком наивный и доверчивый, а другой хитрый и ловкий?
Как может помочь право?
( ученики
самостоятельно выясняют, что право упорядочивает нашу жизнь, является стабилизирующим фактором в обществе. Оно предотвращает произвол, но в то же время
оказывает помощь).
Учитель:
Основные направления воздействия права на общественные отношения, которые
предопределяются социальным назначением права, называются функциями права.
Чтобы выяснить, какие функции
выполняет право, предлагаю вам проанализировать текст и выделить основные
функции права.
Задание. Каждой группе ребят предлагается проанализировать текст (приложение 1) Ответить на вопрос:
Какие функции права называет автор? (слайд
5)
Б) Структура права
Учитель: Право каждой страны, будучи единым по своему содержанию,
характеризуется внутренней расчлененностью на относительно автономные и в то же
время связанные между собой части.
Говоря о структуре права,
обычно выделяют нормы права, институты права, отрасли права (слайд 6)
3.Закрепление
изученного материала.
Учитель: Что такое право?
Какими признаками
вы наделите право? Для этого закончите предложения. Работа со слайдами.
Задание
1.
1. Право выражено в …………(нормативно-правовых актах)
Правило, записанное в любом законе, и есть право.
2. Право принимается………(государственными органами,
уполномоченными лицами в особом порядке в процессе правотворческой деятельности)
3. За нарушение права всегда наступает…….(юридическая
ответственность)
4. Право регулирует только конкретные………..(поступки
людей и не вмешивается в мир их чувств и идей)
5. Право не……(вечно). Оно создается………. (людьми и
может ими же быть изменено, но действует оно одинаково для всех).
Задание 2.
Найдите
черты сходства и отличия правовых норм и обычаев:
1.Являются разновидностью социальных норм;
2.Носят общеобязательный характер;
3.Регулируют поведение людей в обществе;
4.Принимаются специальными государственными
органами;
5.Существуют в первобытном обществе.
Ответ: сходство
13 отличие 245
Задание 3.
Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к
понятию «социальные нормы»
Ò Обычай, право, мораль,
религия, отклоняющееся поведение.
Ò Найдите и укажите термин,
«выпадающий» из этого ряда
Задание
4.
Установите соответствие между
конкретными примерами и видами социальных норм.
ПРИМЕРЫ А) Старшеклассники помогли ученику
первого класса найти потерянные вещи. Б) Ежегодно в школе проходит
театральный фестиваль. В) Несовершеннолетний К.
устроился на работу в каникулы, чтобы помочь родителям собрать деньги на
лечение сестры. |
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 1) нормы морали 2) традиции |
4. Итоги урока. Рефлексия. Оценка работы учащихся на
уроке.
Учитель: О чем вы узнали
сегодня на уроке?
О праве можно сказать и в стихотворной форме:
Жизнь человека
есть движенье,
Но жизнь без
правил - хаос, суета.
Как светофор руководит
движеньем,
Так право
регулирует дела.
5. Домашнее
задание.
Пересказать
параграф 9 учебника и выучить новые понятия
Выполнить
практикум № 1 страница 82 учебника.
(слайд 11)
Урок окончен, пополняйте свои знания.
Спасибо всем и до свидания.
Общество не может обойтись без социального
регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального контроля,
оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на
государственное обеспечение. Право как социальный институт — это способ
регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое выражение в
системе общеобязательных социальных норм,
установленных или санкционированных государством, регулирующих действия,
поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных
государственным принуждением или его угрозой.〈...〉 Общеобязательная системно-нормативная природа и
сущность права предопределяют его первостепенную роль в охране общественной жизни, где
объектами и одновременно субъектами
выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и
организации. С тех пор, как возникла политическая организация общества,
именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального
поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного
общества. Данное положение объективноотражает место и роль права в
историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы
искусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в
социальном контроле, ни на то, чтобы признавать любое право всегда и при всех
условиях воплощением гуманизма и цивилизованности. 〈...〉 (Тадевосян Э. В. Социология права как специфическая
отрасль социологии // Социально-гуманитарные знания. — 2000, |
|
Общество не может обойтись без социального
регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального
контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на
государственное обеспечение. Право как социальный институт —это способ
регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое выражение в
системе общеобязательных
социальных норм, установленных или
санкционированных государством,
регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных
и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным
принуждением или его угрозой.〈...〉 Общеобязательная системно-нормативная природа и
сущность права предопределяют его первостепенную роль в охране общественной жизни, где
объектами и одновременно субъектами
выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и
организации. С тех пор, как возникла политическая организация общества,
именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоциального
поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного
общества. Данное положение объективноотражает место и роль права в
историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы
искусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в
социальном контроле, ни на то, чтобы признавать любое право всегда и при всех
условиях воплощением гуманизма и цивилизованности. 〈...〉 (Тадевосян Э. В.Социология права как специфическая
отрасль социологии // Социально-гуманитарные знания. — 2000, |
- Конспект урока по праву 7 (10) класс
- Презентация Тема урока: §5. Нормы и отрасли права
- Презентация Социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп (личные, религиозные, этические)
- ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА по обществознанию в 7 (9) класс
- Технологическая картаДЛ
Комментарии
Отправить комментарий