5 параграф 7 класс общество технологическая карта ДЛ
Предмет | обществознание | Класс | 7 | |||||||||||
Тема урока | Правоотношения
и субъекты права | |||||||||||||
Тип урока | Учебное занятие комбинированного типа | |||||||||||||
Цели | содействовать усвоению понятия «правоотношение», понимать его отличие от
других видов общественных отношений. | |||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | социальные
отношения, правоотношения, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, субъект права; объект права,
правосубъектность | |||||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | Время | |||||||||
учителя | учащихся | |||||||||||||
1 | Организационный
этап. | Быстрое
включение в деловой ритм | Приветствует
учащихся. Проверяет
готовность к уроку | Приветствуют
учителя. Организуют свое рабочее место | ||||||||||
2 | Проверка
Д/З. Актуализация знаний | Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные:
высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Организует работу с тестами. Организует
беседу: 1)Каковы
основные назначения права в обществе? 1)В
чем смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в
обществе? 2)Иерархия
нормативных актов. Почему закон является нормативным актом высшей юридической
силы? 3)Объясните,
почему существует множество отраслей права. - Что
такое социальные отношения? Социальные отношения –
это определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных
групп (личные, религиозные, этические) . Они возникают независимо от воли и
сознания людей в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного
общества. Они могут принимать характер сотрудничества
или социального конфликта. | Решают тесты Отвечают
на вопрос. З/Т | ||||||||||
3 | Постановка
цели и задач урока. Мотивация | Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные:
высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Обсудите в парах ситуации,
которые предложены в карточке и назовите номера тех ситуаций, которые связаны
с социальными отношениями. Приведите аргументы. 1)Михаил регулярно смотрит новости по Интернету. 2)Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне
та не дала ей воспользоваться мобильным телефоном. 3)Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового
ящика корреспонденцию. 4)Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой. 5)Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки
купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам. - Обратите внимание на
ситуации под № 3 и 5. Прочитайте их еще раз. Как же можно сформулировать тему
нашего урока? | Ответы:
2, 3, 5 Определите
тему урока, цели | ||||||||||
4 | Восприятие
и осмысление учащимися нового материала | Регулятивные:
оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные:
ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют
знаково-символические средства Коммуникативные: высказывают
свое мнение | План
урока: 1.Понятие и особенности правоотношения. 2.Субъекты правоотношения. 1. Попробуйте самостоятельно
сформулировать определение правоотношения.
А сейчас проверьте правильность своих высказываний по учебнику с.74.
Прочитайте его внимательно и запишите
в тетрадь. Правоотношение -
социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют
юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства. Какие
особенности мы можем выделить в правоотношениях? Работа с учебником с.74 Что
общего имеют правоотношения с другими видами социальных отношений? Объяснение учителя. Для
возникновения любого правоотношения необходимы определенные жизненные
обстоятельства, т.е. должно что-то случиться или произойти. Такие жизненные
обстоятельства называются юридическим фактом. Юридический факт –
это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого возникают,
изменяются или прекращаются правоотношения. Юридический факт по сознанию
личности бывает: действие и событие. Юридический факт по правовым
последствиям бывают: - правообразующие (влекут
за собой возникновение правоотношений, например, заключение трудового
договора работника с владельцем предприятия); - правоизменяющие (влекут за собой
изменение существующих правоотношений, например, перевод сотрудника на другую
должность), - правопрекращающие (влекут за собой
прекращение правоотношений, например, увольнение работника с предприятия). Действия –
это такие жизненные обстоятельства, наступление которых зависит от
сознательно-волевого поведения субъекта. (Привести пример) События – это такое жизненное обстоятельство, которое не
зависит от воли субъекта правоотношения. Работа с учебником с.74 Элементы
правоотношений: Задание. Откройте учебники на с. 74
(«ситуация»), заполните таблицу «Элементы правоотношений» (вместе с учителем),
2-ая ситуация – самостоятельно: Гражданин
Сидоров со строительной компанией «Орбита»
заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве
коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так
и не приступила. 2. Объяснение
учителя. Сторонами правоотношений могут быть только лица
обладающие качествами субъектов права – правосубъектностью Правосубъектность –
способность выступать участником правоотношения. Правосубъектность включает в себя: Правоспособность – это
способность лица иметь гражданские
права и выполнять гражданские обязанности (с рождения до смерти). (Привести
пример) Дееспособность –
это способность лица собственными действиями приобретать права и осуществлять обязанности (в полном
объеме с 18 лет) (привести пример) Деликтоспособность (от
лат. delictum
–проступок, нарушение) – это способность лица нести правовую ответственность за свои действия (с 14 лет).
(Привести пример) Работа с учебником с.76-77. Субъекты правоотношения : - физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без
гражданства, беженцы, т.е. все те люди, которые, так или иначе, оказались на
территории РФ - юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации,
например, фирма или общество охотников и рыболовов, а также органы
государственной власти, и государство в целом. | 1. Дают свою формулировку понятию. З/Т Ответ. Особенное: 1. Регулируется нормами права 2. Охраняются государством. 3. Предполагают наличие прав и обязанностей. Ответ. Общее: 1)отношения
возникают между людьми по какому-либо поводу 2)участники
всегда взаимодействуют друг с другом 3)взаимодействие
регулируется социальными нормами З/Т основных понятий - Ответ: Субъект –
участники правоотношений (физическое лицо, юридическое лицо, социальная
общность, государство. Объект –
то, по поводу чего возникает правоотношение( материальные и нематериальные
блага, продукты духовного творчества, документы). Содержание –
совокупность прав и обязанностей. Выполняют задание ( см. ниже) 2. З/Т основные понятия Читают самостоятельно учебник и выписывают участников правоотношений.; определяют
когда и при каких обстоятельствах наступает дееспособность и
правоспособность. Заполняют таблицу:
«Дееспособность несовершеннолетних»
| ||||||||||
5 | Первичная
проверка понимания | Познавательные: умеют
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные:
оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. | организует выполнение заданий 2-3 на с.78 учебника | Совместно с учителем выполняют задания. | ||||||||||
6 | Закрепление | Познавательные: умеют осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные:
оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. | Организует
выполнение заданий Задание.
Отметьте, какие из перечисленных ниже общественных отношений являются
правоотношениями: А) покупка хлеба в булочной; Б) заказ билета на самолет; В) поздравление товарища с
получением премии; Г) вручение букета цветов подруге
в день ее рождения; Д) дарение родственнику
магнитофона; Е) пользование электробритвой Ж) заем денег у приятеля; З) прогулка по парку. | Выполняют задание | Сл. | |||||||||
7 | Информация о
домашнем задании. | Регулятивные:
принимают цель, содержание и способы выполнения
домашнего задания | § 9 о/в, «в классе и дома» № 2, 3 – письменно. | Записывают Д/З в дневник | ||||||||||
8 | Рефлексия(подведение
итогов занятия) | Регулятивные:
проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке. | Предлагает оценить результаты своей
деятельности на уроке. | Оценивают результаты своей деятельности на
уроке. | ||||||||||
Субъекты | Объекты | Права | Обязанности |
Гр. Петров и Иванов | Арендная плата | Юр. право гр. Иванова на получение аренд. платы | Юр. обязанность гр. Петрова оплатить аренду квартиры |
Гражданин Сидоров, строительная компания «Орбита» | Объект недвижимости – коттедж | Юр. право гр. Сидорова на получение коттеджа | Юр. обязанность строительной компании «Орбита»
построить коттедж |
- Конспект урока по праву 7 (10) класс
- Презентация Тема урока: §5. Нормы и отрасли права
- Презентация Социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп (личные, религиозные, этические)
- ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА по обществознанию в 7 (9) класс
- Технологическая картаДЛ
Комментарии
Отправить комментарий