5 параграф 7 класс общество технологическая карта ДЛ

 10.10.2020г Технологическая картаДЛ
Учитель: Жакалаева Ш.М.

Предмет

обществознание

Класс

7

Тема урока

Правоотношения и субъекты права

Тип урока

Учебное занятие комбинированного типа 

Цели

содействовать усвоению понятия «правоотношение», понимать его отличие от других видов общественных отношений.

Основные понятия, изучаемые на уроке

социальные отношения, правоотношения, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность,  субъект права; объект права, правосубъектность

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

 

 

учителя

учащихся

1

Организационный этап.

Быстрое включение в деловой ритм

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

 

 

2

Проверка Д/З. Актуализация знаний

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Организует работу с тестами.

Организует беседу:

1)Каковы основные назначения права в обществе?

1)В чем смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?

2)Иерархия нормативных актов. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?

3)Объясните, почему существует множество отраслей права.

- Что такое социальные отношения?

Социальные отношения – это определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп (личные, религиозные, этические) . Они возникают независимо от воли и сознания людей в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Они могут принимать характер сотрудничества или социального конфликта.

  Решают тесты

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

З/Т

 

 

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация

 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Обсудите в парах ситуации, которые предложены в карточке и назовите номера тех ситуаций, которые связаны с социальными отношениями. Приведите аргументы.

1)Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.

2)Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться мобильным телефоном.

3)Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.

4)Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.

5)Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

- Обратите внимание на ситуации под № 3 и 5. Прочитайте их еще раз. Как же можно сформулировать тему нашего урока?

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы: 2, 3, 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определите тему урока, цели 

 

 

 

 

4

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

Коммуникативные: высказывают свое мнение

План   урока:

1.Понятие и особенности правоотношения.

2.Субъекты правоотношения.

1. Попробуйте самостоятельно сформулировать определение правоотношения.    А сейчас проверьте правильность своих высказываний по учебнику с.74. Прочитайте его внимательно и  запишите в тетрадь.

Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях?

 

 

Работа с учебником с.74 Что общего имеют правоотношения с другими видами социальных отношений?

 

Объяснение учителя. Для возникновения любого правоотношения необходимы определенные жизненные обстоятельства, т.е. должно что-то случиться или произойти. Такие жизненные обстоятельства называются юридическим фактом.

Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.

Юридический факт по сознанию личности бывает: действие  и  событие.

Юридический факт по правовым последствиям бывают:

-  правообразующие  (влекут за собой возникновение правоотношений, например, заключение трудового договора работника с владельцем предприятия);

- правоизменяющие (влекут за собой изменение существующих правоотношений, например, перевод сотрудника на другую должность),         

- правопрекращающие (влекут за собой прекращение правоотношений, например, увольнение работника с предприятия).

Действия – это такие жизненные обстоятельства, наступление которых зависит от сознательно-волевого поведения субъекта. (Привести пример)

События – это такое жизненное обстоятельство, которое не зависит от воли субъекта правоотношения.

Работа с учебником с.74 Элементы  правоотношений:

 

 

 

 

 

 

Задание. Откройте учебники на с. 74 («ситуация»), заполните таблицу «Элементы правоотношений» (вместе с учителем), 2-ая ситуация – самостоятельно:

Гражданин Сидоров со строительной компанией «Орбита»  заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

2. Объяснение учителя. Сторонами правоотношений могут быть только лица обладающие качествами субъектов права – правосубъектностью

Правосубъектность – способность выступать участником правоотношения.

Правосубъектность включает в себя:

Правоспособность – это способность лица иметь гражданские права и выполнять гражданские обязанности (с рождения до смерти). (Привести пример)

Дееспособность – это способность лица собственными действиями приобретать права и осуществлять обязанности (в полном объеме с 18 лет) (привести пример)

Деликтоспособность (от лат. delictum –проступок, нарушение) – это способность лица нести правовую ответственность за свои действия (с 14 лет). (Привести пример)

 

Работа с учебником с.76-77.

Субъекты правоотношения :

- физические лица: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т.е. все те люди, которые, так или иначе, оказались на территории РФ

- юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации, например, фирма или общество охотников и рыболовов, а также органы государственной власти, и государство в целом.

 

 

 

 

1. Дают свою формулировку понятию.

 

 

 

 

 

З/Т

 

 

 

Ответ. Особенное:

1. Регулируется нормами права

2. Охраняются государством.

3. Предполагают наличие прав и обязанностей.

 

Ответ. Общее:

1)отношения возникают между людьми по какому-либо поводу

2)участники всегда взаимодействуют друг с другом

3)взаимодействие регулируется социальными нормами

 

 

 

З/Т основных понятий

 

 

 

 

 

 

 

- 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:

Субъект – участники правоотношений (физическое лицо, юридическое лицо, социальная общность, государство.

Объект – то, по поводу чего возникает правоотношение( материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, документы).

Содержание – совокупность прав и обязанностей.

 

Выполняют задание ( см. ниже)

 

 

 

 

2.

З/Т основные  понятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают самостоятельно учебник и выписывают  участников правоотношений.; определяют когда и при каких обстоятельствах наступает дееспособность и правоспособность.

Заполняют таблицу: «Дееспособность несовершеннолетних»

6-14 лет

14-18 лет

 

 

 

 

5

Первичная проверка понимания

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

организует выполнение заданий 2-3 на с.78 учебника

 Совместно с учителем выполняют задания.

 

 

 

 

 

6

Закрепление

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Организует выполнение заданий

Задание. Отметьте, какие из перечисленных ниже общественных отношений являются правоотношениями:

А) покупка хлеба в булочной;

 Б) заказ билета на самолет;

 В) поздравление товарища с получением премии;

 Г) вручение букета цветов подруге в день ее рождения;

 Д) дарение родственнику магнитофона;

 Е) пользование электробритвой

 Ж) заем денег у приятеля;

 З) прогулка по парку.

Выполняют задание

Сл.

 

 

 

7

Информация о домашнем задании.

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

§ 9  о/в, «в классе и дома» № 2, 3 – письменно.

 

Записывают Д/З в дневник

 

 

8

Рефлексия(подведение итогов занятия)

 

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке.

Предлагает оценить результаты своей деятельности  на уроке.

Оценивают результаты своей деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

Откройте учебники на с. 74 («ситуация»), заполните таблицу «Элементы правоотношений» (вместе с учителем), 2-ая ситуация – самостоятельно:

Субъекты

Объекты

Права

Обязанности

Гр. Петров и Иванов

Арендная плата

Юр. право гр. Иванова на получение аренд. платы

Юр. обязанность гр. Петрова оплатить аренду квартиры

Гражданин Сидоров, строительная компания «Орбита»

Объект недвижимости – коттедж

Юр. право гр. Сидорова на получение коттеджа

Юр. обязанность строительной компании «Орбита» построить коттедж

Гражданин Сидоров со строительной компанией «Орбита»  заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.
 

Разбор ситуаций. У вас на партах лежат листы. Обсудите в парах ситуации, которые предложены в карточке и назовите номера тех ситуаций, которые связаны с социальными отношениями. Приведите аргументы.
1)Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.
2)Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться мобильным телефоном.
3)Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.
4)Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.
5)Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.
 
Разбор ситуаций. У вас на партах лежат листы. Обсудите в парах ситуации, которые предложены в карточке и назовите номера тех ситуаций, которые связаны с социальными отношениями. Приведите аргументы.
1)Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.
2)Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться мобильным телефоном.
3)Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.
4)Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.
5)Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.
 
Разбор ситуаций. У вас на партах лежат листы. Обсудите в парах ситуации, которые предложены в карточке и назовите номера тех ситуаций, которые связаны с социальными отношениями. Приведите аргументы.
1)Михаил регулярно смотрит новости по Интернету.
2)Зинаида решила не идти на день рождения к подруге, поскольку накануне та не дала ей воспользоваться мобильным телефоном.
3)Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.
4)Разозлившись на лаявшую дворнягу, Владимир пригрозил ей палкой.
5)Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

 





Комментарии