Урок обществознания в 10 классе.

 

03.10.2020г

Учитель: Жакалаева Ш.М.

Урок обществознания в 10 классе.

 

Тема урока: Мораль

План урока.

1.                  Мораль, нравственность.

2.                  Добро и зло.

 

Эпиграф урока: 

 «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»

В.О.Ключевский.

 

I.                    Проверка домашнего задания.

- Какую сферу общественной жизни мы  изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной жизни)

-Какие еще сферы общественной жизни знаете?

-Что отличает духовную сферу от других сфер общества?

- Как связаны культура общества и культура отдельного человека?

-Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

Актуализация знаний  и переход к новой теме: Выберите лишнее в ряду  и объясните свой выбор – книга, скульптура, воображение, картина  (воображение относится к внутренней культуре, а что еще …?)

Презентация

Слайды 1 -2

- Прав ли Иммануил Кант (1724-1804) – нем. Философ, внесший значительный вклад в разработку проблем нравственности.

 

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

II.Объявление темы и целей урока.

-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»

Слайды 3-4.

«Крошка сын к отцу пришел,  и спросила  Кроха: Что такое хорошо  и что такое плохо?»…простые понятия, что же они означают?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро философы в разные времена.

(В тетради записать тему и план урока)

1.«Корзина идей».

-Предлагаю вам назвать  слова или словосочетания к понятию «мораль».

-Какие ассоциации у вас возникли?

Вывод:Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.

                                             Мораль и право

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает

Государство

Общество

Где закреплено?

В законах государства

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юрид. ответственность

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Выполнение

Обязательно

Не обязательно

Что регулирует?

служат для регулирования и оценки поступков человека.

Слайды 5-6

-Обратимся к словарю. Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости (запись в тетради)

- Стр. 37-38 с опорой на текст учебника – объясните понятие.

Каково происхождение морали?

-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».

-Опираясь на текст учебника, докажите это.

(стр. 38-39 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус Христос)

 

Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит:

Не делай другому того, чего себе не желаешь.

Слайды 7-10

2.Мораль, нравственность.

-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность»  можно поставить знак =,  а кто-то утверждает, что это  - не одно и то же.

-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию.

Слайды 11-14

Мораль

 

Нравственность

правила поведения

(как надо поступать)

практические поступки людей

 

-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?

Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло

 

3.Стимулы нравственного поведения.

Слайды 15-16.

-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:

  • Боязнь общественного осуждения
  • Совесть, чувство долга
  • Одобрение окружающих
  • Желание делать,  как все
  • Боязнь наказания

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.

- -Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (Нет)

-Но все же есть правила, нормы,  которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.

 

IV. Добро и зло.

Слайд 16

 

1.Прием «мозговой штурм».

-Какие  ассоциации у вас  возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их.

-А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова..

2.Работа в парах( по вариантам) с текстом учебника.

Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время.

Давайте обратимся к  тексту учебника и ответим на вопрос:

- Что вкладывается в понятие добра и зла-

- Напишите качества доброго человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по  «лучику», на котором  нужно написать качество доброго человека, свойство доброты).

Слайды 17-20

V.Закрепление изученного материала.

 

1.Притча «Ведро яблок»

-Иногда очень трудно оценить поступок с позиций добра и зла.

-Почему в сказках добро всегда побеждает зло?

- Как должен вести себя человек, по отношению к которому совершают дурной поступок? Ответить на этот вопрос нам поможет   притча «Ведро яблок».

-В чем смысл этой притчи?

3.Портрет доброго человека.

- В виде какого предмета, явления можно изобразить добро?

-Давайте попробуем составить портрет доброго человека в виде солнца.

 

Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.

4. Домашнее задание

·         написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»

Притча о мудром Мастере.

-Послушайте притчу о мудром Мастере и объясните, в чем ее смысл.

Давно-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер сказал:

-Все в твоих руках.

 

 



Комментарии