Урок обществознания в 10 классе.
03.10.2020г
Учитель:
Жакалаева Ш.М.
Урок
обществознания в 10 классе.
Тема
урока: Мораль
План урока.
1.
Мораль, нравственность.
2.
Добро и зло.
Эпиграф
урока:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать
добро, а тот, кто не умеет делать зло»
В.О.Ключевский.
I.
Проверка домашнего задания.
- Какую сферу общественной жизни мы изучали на прошлом уроке? (Сфера духовной
жизни)
-Какие еще сферы общественной жизни знаете?
-Что отличает духовную сферу от других сфер
общества?
- Как связаны культура общества и культура
отдельного человека?
-Какие особенности характеризуют духовную жизнь
современной России?
Актуализация
знаний и переход к новой теме: Выберите лишнее в ряду и объясните свой выбор – книга, скульптура,
воображение, картина (воображение
относится к внутренней культуре, а что еще …?)
Презентация
Слайды 1 -2
- Прав ли Иммануил Кант (1724-1804) – нем. Философ,
внесший значительный вклад в разработку проблем нравственности.
-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
II.Объявление темы и целей
урока.
-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль»
Слайды 3-4.
«Крошка сын к отцу пришел, и спросила
Кроха: Что такое хорошо и что
такое плохо?»…простые понятия, что же они означают?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятиями
как «мораль» и его основными категориями: «добром» и «злом», узнаем, чем отличаются
понятия «мораль» и «нравственность», поговорим о том, как понимали добро
философы в разные времена.
(В тетради
записать тему и план урока)
1.«Корзина
идей».
-Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль».
-Какие ассоциации у вас возникли?
Вывод:Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.
Мораль и право
Вопросы
для сравнения |
Право |
Мораль |
Кто
вырабатывает |
Государство |
Общество |
Где
закреплено? |
В
законах государства |
Нет
письменного закрепления |
Каковы
последствия нарушения? |
Наступает
юрид. ответственность |
Общественное
осуждение, критика, “угрызение” совести |
Выполнение |
Обязательно |
Не
обязательно |
Что
регулирует? |
служат
для регулирования и оценки поступков человека. |
Слайды 5-6
-Обратимся к словарю. Мораль
– это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к
другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости
и несправедливости (запись в тетради)
- Стр. 37-38 с опорой на
текст учебника – объясните понятие.
Каково происхождение морали?
-Термин «мораль» впервые
встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа
Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления
самого термина «мораль».
-Опираясь на текст учебника,
докажите это.
(стр. 38-39 учебника: Моисей, Конфуций, Иисус Христос)
Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было
сформулировано «золотое правило», которое гласит:
Не делай другому того, чего себе не желаешь.
Слайды 7-10
2.Мораль, нравственность.
-Некоторые ученые считают,
что между понятиями «мораль» и «нравственность»
можно поставить знак =, а кто-то
утверждает, что это - не одно и то же.
-А как считаете вы?
Обоснуйте свою позицию.
Слайды 11-14
Мораль |
Нравственность |
правила поведения (как надо поступать) |
практические поступки
людей |
-У людей есть образец
поведения, но все ли следуют нормам морали?
Основное противоречие
морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен
поступать зло
3.Стимулы нравственного поведения.
Слайды 15-16.
-Что, по вашему мнению, в большей степени
стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа:
- Боязнь общественного
осуждения
- Совесть, чувство долга
- Одобрение окружающих
- Желание делать, как все
- Боязнь наказания
-Конечно, в своих поступках люди должны
руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно
поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.
- -Существуют ли нормы,
закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей?
(Нет)
-Но все же есть правила,
нормы, которые не закреплены письменно,
но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.
IV. Добро и зло.
Слайд 16
1.Прием «мозговой штурм».
-Какие
ассоциации у вас возникают к
слову «добро»? «зло»? Назовите их.
-А теперь давайте обратимся к словарю Ожегова..
2.Работа в парах( по вариантам) с текстом учебника.
Над этими понятиями люди размышляют на протяжении
всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время.
Давайте обратимся к
тексту учебника и ответим на вопрос:
- Что вкладывается в понятие
добра и зла-
- Напишите качества доброго
человека на солнечных лучиках (каждая пара получает по «лучику», на котором нужно написать качество доброго человека,
свойство доброты).
Слайды 17-20
V.Закрепление изученного
материала.
1.Притча «Ведро яблок»
-Иногда очень трудно оценить поступок с позиций
добра и зла.
-Почему в сказках добро всегда побеждает зло?
- Как должен вести себя человек, по отношению к
которому совершают дурной поступок? Ответить на этот вопрос нам поможет притча «Ведро яблок».
-В чем смысл этой притчи?
3.Портрет доброго человека.
- В виде какого предмета, явления можно изобразить
добро?
-Давайте попробуем составить портрет доброго
человека в виде солнца.
Итак, у нас получился
собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда
находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или
иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.
4. Домашнее задание
·
написать эссе на тему: «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор
между добром и злом?»
Притча о мудром Мастере.
-Послушайте притчу о мудром
Мастере и объясните, в чем ее смысл.
Давно-давно в старинном
городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды
задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?». Он
пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между
ладонями. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
-Скажите, какая бабочка у
меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в
своих ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика,
Мастер сказал:
-Все в твоих руках.
Комментарии
Отправить комментарий